A- A A+
ул. Республики 45А
тел. +7 (391) 221-63-81
email: ds295ds@mail.ru

МБДОУ №295

детский сад №295 города Красноярска

Для вас, родители!

 

МБДОУ № 295 платных образовательных услуг не оказывает.

 

Уважаемые родители!
В рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы на официальном сайте Фонда поддержки детей размещены рекламно-информационные материалы, информирующие о деятельности Фонда и единого общероссийского детского телефона доверия. Указанные материалы можно найти в разделе "Детский телефон доверия", во вкладке "Рекламно-информационные материалы". Все материалы можно получить бесплатно в электронном виде, направив заявку по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

tdov

Телефон горячей линии по обращению граждан о жестоком обращении с детьми 221-85-71 Рахимова Е.М

Рекомендации по развитию игровой деятельности

На четвертом году жизни у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением (принятие роли, способность воплотиться в ней, встать на позицию другого, побыть в воображаемой ситуации). Работа воспитателя по развитию у детей воображения начинается в рамках игры как предметной деятельности, когда ребята еще не владеют ролевым поведением, но могут иметь представление о существовании определенных социальных ролей окружающих людей. Воспитатель, организуя игровую ситуацию, воплощает ее в контексте какого- либо сюжета, образа, что способствует ее целостному восприятию. Предъявление сюжета как целостной образной ситуации чрезвычайно важно для развития умения строить сюжет игры, создавать замысел.

Театрализованная игра представлена как эмоциональная ситуация, которую формирует и организует взрослый. Смысл этой ситуации состоит в том, чтобы захватить ребенка впечатлением, эмоцией, создать атмосферу непринужденности, импровизации, в которой все происходит «здесь и сейчас», ничто не репетируется и не выучивается специально, заранее, но все воспроизводится тут же, у него на глазах, и поэтому так эффективно и ценно.

В театрализованных играх детей 3-4 лет обнаруживается тесная связь с сюжетно-ролевой игрой. В играх разыгрываются сюжеты на бытовые темы (ремонт одежды, приготовление обеда, поход в парикмахерскую и т. д.), позволяющие взглянуть на знакомую ситуацию с другой, художественной стороны.

Предложенные нами игры-ситуации можно проводить в любое время в режиме дня: как на занятиях, так и в свободной совместной деятельности воспитателя с детьми. Основным критерием успешности работы являются интерес и увлеченность детей в процессе игры.

Памятка для родителей

  • Ваш малыш подрастает, становится все более самостоятельным, многое умеет делать без вашей помощи. Дайте ему возможность почувствовать себя независимым и самостоятельным в том, чему он уже научился: самостоятельно кушать, заправлять кровать, одеваться. Пусть ваш ребенок еще многое не умеет объяснить, но уже все понимает. Воспитывайте у него слуховое внимание: приучайте слышать то, о чем вы его просите. Поощряйте малейшие успехи малыша. Вот он научился пользоваться расческой и, посмотрев в зеркало, оценил свою прическу, акку-ратный вид. Похвалите ребенка за самостоятельность и умение следить за собой, делать все во-время. Вы увидите, что в следующий раз он проявит больше инициативы, смелости, любозна-тельности не только в быту, но и в других занятиях.
  • Ребенок стремится подражать взрослому, ведь именно взрослый является для него источни¬ком информации о мире людей. Расширяйте круг общения малыша, используйте любую возмож¬ность сообщить ему не только что-то абсолютно новое для него, но и новое об уже известном, освоенном. Так, ребенок знает о том, что в кастрюле варят суп, но открытием для него может стать то, что за супом надо следить, помешивать, чтобы он не выкипел.
  • Интересным для ребенка будет знакомство, например, с башенным краном. Малыша восхи-щает один только вид этой большой машины. Не уводите его, дайте ему возможность получше рассмотреть кран, расскажите о работе крановщика, о возможностях подобной техники. Дома еще раз напомните ребенку об увиденном, предложив отразить в рисунке свои впечатления, и вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет рисовать. Проявляйте чуткость и тактич-ность по отношению к рисункам малыша: они не совершенны, но хорошо отражают чувства и настроения малышей. Главная ценность детских рисунков состоит не в том, насколько «худо-жественно» и «достоверно» ребенок изобразил предмет, а в том, что в рисунке он выразил свои чувства, мысли, настроения - впечатления от увиденного.
  • Интересуйтесь играми малыша. Если ваш ребенок бесцельно катает одну и ту же машинку, беспорядочно укладывает кукол, не заботится о кукольном уголке, то это значит, что у него не сформированы игровые умения: он попросту не умеет играть. Помогите малышу, подскажите новые действия: как нагружать в машину кирпичики (кубики), как ухаживать за куклой, что можно делать с новыми игрушками, в каком направлении продолжить игру.
  • Демонстрируйте и объясняйте ребенку свои действия, например, вы собираетесь на работу: выбираете одежду, складываете в сумку необходимые вещи - бумаги, ручки, очки, телефон. Ве¬чером, приходя с работы или возвращаясь по дороге из детского сада домой, поделитесь с малы¬шом тем, как прошел ваш день, спросите, что он делал в детском саду, что особенно его волнует.
  • Показывайте ребенку мир вокруг, совершайте специальные прогулки к объектам, скрытым от глаз малыша в повседневной жизни: к городскому памятнику, дворцу спорта, зданию театра, железной дороге. Все увиденное вокруг и услышанное от вас обогатит его впечатления, эмоции и знания.
  • Как можно больше разговаривайте с ребенком. Помните, что 3-4 года - это возраст «почему-чек», поэтому важно не упустить благодатное время жажды познаний и развивать его речь. Ре¬бенку в этом возрасте интересно все: почему на небе темные облака, как работает вентилятор, почему тает лед... Чаще разговаривайте с малышом, старайтесь каждый день специально отво¬дить время на общение с ним. В этом возрасте мальчикам очень важно выслушать компетентный ответ папы по поводу устройства того или иного механизма, а девочкам - совет мамы по поводу ухода за куклой-дочкой. Иногда нам придется заглянуть в детскую энциклопедию, продумать ответ, чтобы он был понятен ребенку. Такое целенаправленное общение даст положительные ре¬зультаты: ребенок будет жить насыщенной, интересной жизнью, у него будут свои занятия и иг¬ры, он сумеет проявить инициативу, самостоятельно обустроить место для игры, подобрать не¬обходимые атрибуты. Не пытайтесь поучать и пичкать ребенка знаниями, напротив, старайтесь увлечь малыша той или иной темой; своим тоном и атмосферой общения побуждайте к активно¬сти, самостоятельности.
  • Во время игры спросите у ребенка, во что он играет, и обратите внимание на то, какие роли ему интересны: повара, мамы, папы, шофера и т. п. Помогите малышу советом, поиграйте вместе с ним, чтобы игра не стояла на месте, а развивалась и увлекала ребенка. Подскажите ребенку сюжеты, в которые можно играть, и объясните, как это лучше сделать. В совместных играх дей¬ствуйте гибко, ненавязчиво. Не раздражайтесь по пустякам, наберитесь терпения; если малыш не воспринимает ваши советы, ищите другие методы взаимодействия с ним. Уважайте желания, мысли и чувства ребенка, давая ему возможность проявить инициативу.
  • Ребенку необходимо общение со сверстниками. Приглашайте его друзей к себе домой, уст¬раивайте детские праздники с продуманной программой детского активного отдыха. Покажите детям домашний спектакль кукольного театра, который вы сделали своими руками. Приобщайте к культуре детского отдыха ваших друзей - молодых родителей: пусть они помогут обустроить импровизированную ширму, примут участие в спектакле, подготовят развлечения для детей. Та¬кой праздник надолго запомнится всем, доставит детям радость, даст возможность насладиться хорошим семейным отдыхом.

Безопасный детский сад. Каким ему быть?

Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. Как много входит в это понятие! И в первую очередь это - обеспечение безопасности. Только в этом случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка действительно охраняются. Казалось бы, изолируй ребенка от всего опасного, помести в "стерильную" клетку, где нет ни колющих и режущих предме-тов, ни микробов, ни животных, ни чрезмерных нагрузок - и будет он в безопасности. Так ведь нет! Может быть, в этом случае у нас и получится частично сохранить его телесное (соматическое) здоро-вье, но гарантировать его психическое здоровье мы вряд ли сможем.

Обеспечение безопасности детей является одним из основополагающих принципов организации со-циальной психолого-педагогической работы в дошкольном учреждении. Ведущее место здесь занимает формирование навыков безопасного поведения. При этом педагоги понимают, что успешно сформировать навыки можно лишь в том случае, если ребята ощущают себя в безопасности. В ситуации защищенности дети испытывают положительные эмоции, которые являются и важным условием успешного формирования мотивации к освоению материала, и основным показателем, по которому можно судить о результатах педа-гогической работы по обеспечению безопасности дошкольников.

Что же поможет рационально организовать эту работу в детском саду?

Мы можем выделить три направления деятельности, по которым и будем работать. Безусловно, не создав безопасных условий, мы не можем гарантировать охрану жизни и здоровья. И вполне естественно, что первое направление - это организация условий.

Обеспечение экологической чистоты, строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм, органи-зация качественного рационального питания, исключение из обихода потенциально опасных для детей ве-ществ и предметов является непременным условием обеспечения физической безопасности.

Организация условий, обеспечивающих психическую безопасность детей, в первую очередь пред-полагает создание благоприятной возможности для формирования новых динамических стереотипов пове-дения. Организаторам педагогического процесса следует обращать внимание на защиту нервной системы детей и их психики, а именно: на организацию рационального гибкого режима дня, предполагающего смену и разнообразие видов деятельности, и, главное, на оптимальное количество новой (в т. ч. учебной) инфор-мации. Первый и проверенный способ "убить" у детей познавательную активность - это перегрузить их информацией и не дать времени на её переработку.

Если же дошкольное учреждение ставит своей целью обеспечение безопасности, оно должно поза-ботиться о внедрении современных здоровьесберегающих форм обучения и организации условий для опти-мальной двигательной деятельности детей - самостоятельной и организованной. Китайские врачи, которые больше нас знают про энергетику живого организма, говорят, что через движение дети получают энергию, необходимую для нормальной деятельности всех внутренних органов. Движение способствует не только снятию стресса, но даже агрессивных реакций.

Достаточное время пребывания детей на свежем воздухе также является непременным условием ор-ганизации здоровой среды. Конечно, это далеко не полный перечень необходимых условий. Но, к сожале-нию, именно про это чаще всего забывают.

Социальная безопасность подразумевает формирование устойчивого детского сообщества и не-вмешательство в него, а также отход от авторитарного стиля руководства детской деятельностью и об-щения с детьми.

Другими словами, организация атмосферы психологического комфорта и эмоционального благопо-лучия является тем непременным условием, при котором возможно обеспечение психической и социальной безопасности детей.

Ребенок, может, и понимает, что чего-то нельзя делать, но остановить себя он не в состоянии. При-чин этому много - несформированность тормозных процессов, а также низкий уровень организации пове-дения и контроля, характерные для детей дошкольного возраста.

Абстрактное мышление, умение обобщать, переносить общие смыслы на конкретные события у дошкольников развиты недостаточно. И образ "плохого дяди", про которого говорили дома, редко соотно-сится с незнакомцем на улице. Эти умения появляются у детей позднее.

Говоря о втором направлении педагогической деятельности, мы имеем в виду формирование у детей образа безопасно действующего лица. "Обучение" детей включает и формирование навыков адап-тивного поведения, и предоставление детям необходимой информации, касающейся общепринятых норм поведения в различных ситуациях, в том числе и опасных.

Однако третьему направлению педагогического процесса в настоящее время уделяется мало вни-мания. Мы имеем в виду контроль и коррекцию линии саморазвития ребенка с точки зрения безопасного поведения. В этом случае наблюдают, насколько безопасно ведет себя ребенок в различных ситуациях: в детском саду и дома с электроприборами, бытовыми химическими веществами, медикаментами, на улице с незнакомыми людьми, с животными и растениями и п.т. Эту информацию можно также получить с помощью опроса или анкетирования родителей.

Контролируя, насколько безопасно поведение ребенка, насколько осознанно он может действовать и объяснять причины своего поведения, обращайте внимание на главный индикатор - эмоции ребенка, они выражаются в экспрессивной сфере двигательной деятельности, в голосе, жестах, мимике, позе ребёнка. Старайтесь отмечать тот момент, когда происходит смена поз ребенка - с открытой на закрытую и наобо-рот.

Если навыки адаптивного и безопасного поведения успешно сформированы, если ребенок правиль-но ориентируется в сложившейся ситуации, он чувствует себя достаточно уверенно и свободно. Ощущая себя в безопасности, даже в состоянии неопределенности ребенок проявляет заинтересованность и разумное любопытство. При этом он может быть спокоен, сосредоточен или даже весел, у него появляется оптимистичный настрой, ребенок действует целенаправленно и продуктивно, а значит рационально.

Если ребенок не чувствует себя в безопасности, то у него появляется либо напряжение, либо нере-шительность - в зависимости от типа нервной системы ребенка. Так, при слабом типе нервной системы - это будет робость и нерешительность, а при возникновении у таких детей ощущения угрозы - трусость, боязнь и страх. Дети обычно бледнеют, у них наблюдается "поза ухода". В то же время при сильном типе нервной системы появляется напряжение, а при угрозе они демонстрируют ярость и даже отвагу. Такие дети обычно краснеют и принимают "позу агрессии".

При выходе из опасной ситуации, у детей с сильным типом нервной системы наблюдается торже-ство, радость. У детей со слабой нервной организацией - облегчение, расслабленность.

При отрицательном исходе опасной ситуации также имеются различия в поведенческих реакциях детей. Они связаны с эмоциями оценки. У детей со слабой нервной системой могут возникнуть одно или несколько из нижеперечисленных состояний и эмоций - уныние, угнетенность, ужас, скованность, подчи-ненность, зависимость, потерянность, тоска, грусть, апатия, печаль, смущение, обескураженность, песси-мизм, потрясение, горечь, страдание, растерянность, депрессия, скорбь, отчаяние, опустошенность, упадок сил.

У детей с сильной нервной системой возникают следующие эмоции оценки деятельности - пора-жения, чувства неудачи, собственной некомпетентности, провала. У некоторых может появляться и раздра-жение, и злость, и негодование.

Таким образом, по позе, голосу, выражению глаз, лица, и другим внешним проявлениям эмоций, воспитатели и педагоги могут оценить, безопасно ли чувствует себя ребенок или нет. Воспитатели, которые применяют индивидуальный подход к каждому ребенку, и знают, как он себя ведет в различных условиях, могут прогнозировать поведение ребенка в будущем в аналогичных ситуациях.

Бывает, что ребенок чувствует себя в опасности прямо в детском саду. По нашим наблюдениям это случается, когда воспитатель и другие взрослые в присутствии ребенка повышают голос, нервничают, силь-но жестикулируют, говорят резко и быстро. В этом случае ребенок бессознательно "читает" язык мимики и телодвижений взрослых и также бессознательно "понимает", что находится в опасной ситуации.

Задача взрослого заключается в том, чтобы не напугать ребенка. А дать ему точные "ориентиры", по которым он смог бы действовать в любой сложной ситуации, не воспринимая её как опасную. И только для этого мы создаем атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, формируем у ребенка образ безопасного действия, навыки адаптивного и безопасного поведения, осознанного отношения к различным проблемным ситуациям и многое-многое другое.